Xbox
“Отец” Xbox Эд Фрис: про выпуск Halo на Playstation, миллиардные убытки, покупку EA и создание Xbox
К 20-летию игровой приставки Xbox многие специалисты, которые работали над первой консолью, дают интервью. Одним из таких специалистов является Эд Фрис, который был одним из первых, кто начал работать с Xbox. В рамках выступления на WN в Сиэтле Эд Фрис рассказал некоторые детали о том, как создавалась первая Xbox, и с какими трудностями разработчикам приходилось сталкиваться.
Эд Фрис начал работу в Microsoft задолго до Xbox – еще в 1980-х годах. Он сначала работал в качестве программиста над Excel и Word, и только в 1995 году стал лидером игрового подразделения (так как раньше был связан с индустрией видеоигр и интересовался ею). Именно под его руководством само игровое направление Microsoft стало зарождаться, и это в будущем вылилось в создание консоли Xbox.
По словам Эда Фриса, окончательно «зеленый свет» на разработку и выпуск Xbox его команда получила в День Святого Валентина в 2000 году, и уже 15 ноября 2001 года консоль вышла в релиз. В 2004 году Эд покинул Xbox, после того как под его руководством была запущена не только консоль, но и вышли десятки игр, а также были приобретены крупные разработчики – Rare, Bungie, Lionhead.
Another retirement gift from the team, showing all the games we shipped while I was there. This is my last post to celebrate the Xbox 20th anniversary. Thanks for all your comments and support! #xbox20 #xbox #ogxbox pic.twitter.com/ndP1GaFtRp
— Ed Fries (@Ed_Fries) November 16, 2021
Эд Фрис поделился некоторыми интересными деталями по созданию первого Xbox:
- Изначально проект Xbox был настолько дорогостоящим, что неназванный VIP-клиент Microsoft покинул компанию, вместо того чтобы заниматься этим проектом и дать добро на его финансирование. Он сказал Фрису: «Мне нравится работать в компаниях, которые зарабатывают деньги».
- В 90-х компания Microsoft пыталась купить Electronic Arts (Madden, Apex Legends ) и Westwood Studios (Command & Conquer).
- Проект Xbox потерял деньги как с аппаратной, так и с программной стороны, и Фрис оценил, что Microsoft теряла 1 миллиард долларов в год до тех пор, пока он не покинул компанию. Однако, учитывая текущую выручку, которую Xbox приносит Microsoft, Фрис называет это «ставкой, которую стоило сделать».
- Стив Балмер был так взволнован Xbox Live, что в 2003 году на встрече с Фрисом и новичком в Xbox Питером Муром он акцентировал свои предложения, стуча по столу в конференц-зале. Это привело к тому, что Балмер случайно сломал громкоговоритель в конференц-зале.
- Самая большая ошибка оригинальной Xbox, по словам Фриса, заключалась в том, что оборудование «вообще не было спроектировано таким образом, чтобы можно было удешевить». Это и привело к относительно короткому жизненному циклу первого Xbox, у Microsoft не было возможности конкурировать с более дешевыми, тонкими Playstation 2, которые появлялись на рынке.
- Одним из факторов, которые привели к тому, что Microsoft потеряла деньги на программном обеспечении Xbox, было то, что в то время эксклюзивные продукты, такие как Halo, продавались только на собственной консоли Microsoft. «Если бы они действительно хотели, чтобы я сделал бизнес прибыльным, – сказал Фрис, – я бы выпустил версию Halo для PlayStation. Завтра же это было бы прибыльно».
Напомним, что 13 декабря выйдет документальный сериал про Xbox – Power On: The Story of Xbox, в котором можно ожидать много новых подробностей о «внутренней кухне» создателей Xbox.